Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
Нормативно-правовые акты федерального уровня:
− Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897);
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г. №03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
− Приказ МО и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»;
− Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования≫ (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 № 35915);
− Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15);
− Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015);
− Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008);
− Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г. №2765-р);
− Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189, зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г. регистрационный №19993) (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в ред. от 29 июня 2011 г. №85, 25 декабря 2013 г. №72, 24.11.2015 г. №81);
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
− Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р);
− Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 №2506-Р «О концепции развития математического образования в Российской Федерации);
− Приказ Минобрнауки России от 03.04.2014 г. №265 «Об утверждении плана Минобрнауки по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 №2506-Р;
− Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.12.2014 № 2647-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы);
− Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. №761н. «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
− Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г. №МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
− Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.08.2015г. №08-1228);
− Протокол заседания Федерального Учебно-методического объединения по общему образованию от 28.10.2015 г. № 3/15;
− Примерные программы по учебным предметам, курсам, авторские программы по учебным предметам.
Нормативно-правовые акты регионального уровня:
− Приказ Министерства образования Республики Коми от 20.09.2011 г. №289 «О введении ФГОС основного общего образования в системе образования Республики Коми»;
− Государственная программа Республики Коми «Развитие образования» (утверждена Постановлением правительства Республики Коми от 28.09.2012 г. №411);
− Концепция образования этнокультурной направленности в Республике Коми (одобрена приказом Министерства образования Республики Коми от 13.12.2010 г. №310);
− Приказ Министерства образования Республики Коми от 12.05.2015 г. №344 «Об обеспечении изучения коми языка в ООО, реализующих программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС»;
− Письмо Министерства образования Республики Коми от 11.03.2014 г. №03-05/1 «О реализации этнокультурной составляющей содержания образовательных программ общего образования»;
− Письмо Министерства образования Республики Коми от 16.09.2014 года №03-05/07 «О требованиях к разработке и реализации рабочих программ учебных предметов»;
− Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Коми от 19.05.2015 г. №02-42/оо-177 «О разработке учебных планов при реализации ФГОС ООО»;
− Письмо Министерства образования Республики Коми от 16.10.2015 г. №03-17/16 «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»;
− Приказ Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 04.02.2016 г. №97 «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования. ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование учащихся. ООП ООО обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
МАОУ «Технический лицей» предоставляет возможность учащимся изучать на углубленном уровне предметы информационно-технологического направления, что позволяет вести целенаправленную работу по развитию личности, дает наилучшие возможности для решения задач, стоящих перед современным образованием, учитывает потребности учащихся, мотивированных на учебу и обладающих необходимыми способностями, и их родителей (законных представителей).
ООП ООО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку; цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования, включающую формирование компетенций учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; рабочие программы учебных предметов; программу воспитания и социализации учащихся при получении основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает: учебный план основного общего образования, календарный учебный график и план внеурочной деятельности; систему условий реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО; оценочные и методические материалы, а также иные компоненты.
Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования:
• достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности учащегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости;
• реализация углубленного изучения математики и информатики и ИКТ.
Основные задачи:
Обеспечить:
• соответствие основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
• преемственность начального общего, основного общего, среднего общего образования;
• доступность получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
• установление требований к воспитанию и социализации учащихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала лицея, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необ-
ходимых условий для ее самореализации;
• эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
• взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
• выявление и развитие способностей учащихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей различных форм дополнительного образования;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутрилицейской социальной среды, лицейского уклада;
• включение учащихся в процессы познания и преобразования внелицейской социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию учащихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями высшего профессионального образования, центрами профессиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности;
• создание условий для реализации углубленного изучения математики и информатики.
ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся и ориентирована на становление личностных характеристик выпускника:
— любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
— осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
— активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
— умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
— социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
— уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
— осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
— ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Реализация ООП ООО основывается на системно-деятельностном подходе, который позволит обеспечить:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития учащихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.